top of page
Пошук
grand-broker

Обзор китайского законодательства об экспортном контроле: новый режим вступит в силу 1 декабря 2020

Оновлено: 2 груд. 2020 р.



Желая внедрить более эффективную законодательную базу экспортного контроля, Китай в течение последних нескольких лет провел глубокий пересмотр режима, который он первоначально установил в 1990-х годах. После двух проектов, представленных частному сектору для консультаций, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей 17 октября 2020 года принял закон Об экспортном контроле (“ECL”), который вступит в силу 1 декабря 2020 года.


В отличие от ЕС или США, Китай не является членом Вассенаарских договоренностей, австралийской группы или режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Хотя Китай недавно присоединился к Группе ядерных поставщиков (ГЯП), теперь он будет осуществлять довольно автономный экспортный контроль, предназначенный для защиты национальной безопасности и интересов и выполнения обязательств по нераспространению. Однако принципы и механизмы контроля остаются такими же, как и в других режимах, то есть в США и ЕС.


Соответствующие предметы и технологии


ECL вводит четыре категории контролируемых предметов (которые включают “данные” и "технологии", относящиеся к контролируемым предметам): предметы двойного назначения (1), военные предметы (2), ядерные предметы и другие товары (3), технологии и услуги, связанные с национальной безопасностью (4). Нематериальные активы, такие как технологии и услуги, также подпадают под действие закона, который также содержит положение, позволяющее осуществлять временный целевой контроль, т. е. контроль, осуществляемый при определенных обстоятельствах по определенным конкретным товарам, не включенным в перечень контролируемых товаров. Эти меры контроля, которые будут носить исключительно дискреционный характер, дают китайскому правительству возможность принимать ответные меры против международных субъектов, проводящих агрессивную политику в отношении интересов Китая.


Обязательства по исполнению в соответствии с китайским законом "Об экспортном контроле"


Все китайские операторы, желающие экспортировать товары, перечисленные в качестве контролируемых товаров, должны обратиться за лицензией к китайским властям. Это классическое положение в режимах экспортного контроля, хотя критерии одобрения экспорта будут основываться на нескольких факторах, некоторые из которых являются довольно необычными или расплывчатыми: национальная безопасность и интересы, международные обязательства, тип экспорта, чувствительность товаров, страна назначения или регион экспорта, конечный пользователь и конечное использование, кредитная история экспортного оператора и “другие факторы, предусмотренные законами и административными регламентами.


Что касается конечного назначения, то ECL создает систему управления рисками, контролируемую SECAD, которая будет отвечать за оценку и обзор конечных пользователей.


Осуществление внутренней политики комплаенса (ПМС) не будет обязательным для экспортеров чувствительной продукции. Однако такое внедрение поощряется для тех, кто желает воспользоваться мерами по упрощению процедур при запросе экспортных лицензий. Китайские власти, осуществляющие ECL, будут обязаны в соответствии с законом предоставлять руководящие указания по созданию и внедрению ICP.


Этот очевидный вариант, предоставленный китайским операторам решать, будут ли они внедрять ПМС или нет, на практике вскоре станет коммерческим обязательным требованием, поскольку ECL содержит опасное положение, в соответствии с которым китайская организация не будет уполномочена предоставлять услуги экспортерам, международные операции которых нарушают правила экспортного контроля. Целевые услуги включают, в частности, агентство, экспедирование грузов, доставку, таможенное оформление, стороннюю платформу электронной коммерции, финансовую услугу и т.д. Тогда это выглядит как замаскированное обязательство для всех операторов, прямо или косвенно вовлеченных в деятельность, связанную с экспортными операциями из Китая, запрашивать формы KYC (Know Your Customer) или KYP (Know Your Partner) у партнеров и проводить проверки соответствия до совершения сделок. Без внедрения таких механизмов оператор рискует оказаться не в состоянии доказать свою добросовестность и подвергнуть себя невольному участию в незаконном экспорте. Эта статья, содержание которой напоминает американскую. концепция участия, безусловно, является одним из самых новаторских и ограничительных положений ECL.


Сфера применения китайского закона "Об экспортном контроле"


Число операторов, деятельность которых будет подпадать под сферу действия ECL, будет иметь важное значение, поскольку режиму суждено иметь экстерриториальный охват.


Предприятия, расположенные за пределами Китая, будут подлежать лицензированию и контролю со стороны Китая в отношении реэкспорта контролируемых Китаем товаров, находящихся за пределами Китая.


Китай также вводит, как и США, концепцию предполагаемого экспортного контроля, которая предусматривает лицензионный контроль в отношении поставок контролируемых товаров китайскими гражданами и юридическими лицами иностранным гражданам (т. е. физическим лицам, не имеющим китайского гражданства) и юридическим лицам.


ECL также предоставляет китайским властям полномочия создавать так называемые "черные списки" иностранных импортеров и конечных пользователей, которые нарушили требования конечного использования, предъявляемые к экспортируемым контролируемым товарам и технологиям, и могут поставить под угрозу национальную безопасность и интересы Китая. Осуществление операций с физическими или юридическими лицами, включенными в этот “черный список”, запрещено любому китайскому экспортеру. Заявка может быть подана на исключение из SECAD, если экспортер имеет "истинную потребность" в завершении соответствующей сделки с зарегистрированным оператором. Импортеры и конечные пользователи, включенные в контрольный список, могут ходатайствовать об исключении из него после принятия соответствующих мер, запрошенных компетентными органами. Последний также может принять решение об удалении этих импортеров/конечных пользователей в зависимости от фактических обстоятельств.


Наконец, ЕКЛ включает в себя положение об экстерриториальной юрисдикции, которое позволяет китайскому правительству осуществлять власть принуждения в отношении лиц, не установленных или не присутствующих на китайской территории, нарушивших китайские правила экспортного контроля или нанесших ущерб национальной безопасности и интересам Китая. ЕКЛ вводит принцип "режима взаимности", согласно которому в тех случаях, когда какая-либо юрисдикция или страна злоупотребляет своей собственной политикой экспортного контроля и, как следствие, наносит ущерб национальной безопасности и интересам Китая, китайское правительство может, в зависимости от реальной ситуации, принять те же меры, основанные на принципе взаимности.


Вывод


Через ECL Китай будет осуществлять один из самых строгих режимов экспортного контроля, действующих в настоящее время. Ожидается, что имплементационные правила для ECL и пересмотренный список контролируемых будут раскрыты до 1 декабря 2020 года.


Желая использовать этот режим в качестве действенного инструмента внешней политики, власти сохранят дискреционные полномочия по многим аспектам. Многие предприятия и группы, которые ведут производственную и производственную деятельность в Китае, будут затронуты, и структурирование функции экспортного контроля в рамках их китайского предприятия или их Китайского стороннего поставщика станет необходимостью.


***


Команда таможенных брокеров и внешнеэкономической деятельности Grand Broker находится в вашем распоряжении, чтобы предоставить вам любую дополнительную информацию, которая вам может потребоваться.

13 переглядів0 коментарів

Comments


bottom of page